Обследования, необходимые для выявления причин отсутствия речи

 Ниже находится маршрут с перечислением возможных обследований, по которому должен отправиться родитель, заподозривший у своего малыша отставание в речевом развитии.

Чтобы легче было ориентироваться, приведу здесь лаконичную, на мой взгляд, периодизацию развития речи, составленную логопедом Грибовой О.Е.

1. Интонирует крики (можно различить крики удовольствия и неудовольствия) - 1-2 месяца
2. Гуканье, гуление (ребёнок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные звуки и слоги, как будто играет с ними) - 1,5 – 3 месяца
3. Лепет (поворение одинаковых слогов) - 4-5 месяцев
4. Лепетные слова (ребёнок использует в речи «нянькин язык»: слова состоят из 2-3 открытых слогов (ляля, тата, кука и др), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и пр) 8 мес – 1 год 2 месяца
5. Двусловные предложения (Ребёнок, общаясь с вами , объединяет 2 слова, например, дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и пр. 1 год 6 мес – 2 года 2 мес
6. Активный рост словаря (ребёнок спрашивает, как это называется) - 1 год 9 месяцев – 2 года 6 месяцев
7. Появление грамматических форм слова (ребёнок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.) - 2 года 4 месяца-3 года 6 месяцев
8. Словотворчество (ребёнок сочиняте свои слова, но при этом использует законы родного языка) - 2 года 6 месяцев – 3 года 5 месяцев
9. Ребёнок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят каким-то делом - 2 года 6 месяцев – 3 года 6 месяцев

Здесь приведены ранние сроки появления речевых проявлений.

Как видим, в 2,5 года ребёнок уже активно пользуется речью. Если вы этого не наблюдаете, а также можете поставить галочку под одним из нижеприведённых пунктов, то вам нужно срочно найти грамотного специалиста, чтобы начать курс коррекции. Чем раньше вы его начнёте, тем благоприятней будет дальнейший прогноз.

Итак, признаки неблагополучного развития речи ребёнка:
∙ Ребёнок перенёс тяжёлые заболевания.
∙ У ребёнка есть неврологические заболевания.
∙ Ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит
∙ Когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это ещё раз», он молчит или уходит, как будто вас не слышал.
∙ Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно , не обращаясь к вам за помощью.
∙ Ребёнок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
∙ Ребёнку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на своём языке, на замечания «скажи ещё раз лучше» не реагирует.
∙ Речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников.

Итак, родители неговорящего малыша 2-2,5 лет должны обратиться на консультацию к логопеду. Лучше , конечно, это сделать очно, но если нет такой возможности, можно сделать это он-лайн. Со своей стороны я предлагаю он-лайн консультации.

Перед любой консультацией мама должна вспомнить об основных периодах развития своего малыша и заполнить специальную анкету. Пожалуйста, скачайте её и заполните перед визитом к специалисту. Она в любом случае пригодится.

После консультации , в т. ч. консультации он-лайн, логопед может вас направить к специалистам:
- аудиологу или лор-врачу для исключения патологий органов слуха;
-психоневрологу или детскому невропатологу для более детального выяснения причин психо-речевого отставания. Выяснять это будут в том числе с помощью современных объективных методов : нейросонографии, ЭЭГ, МРТ. С особенностями проведения этих диагностик можно познакомиться здесь.

Далее, имея все заключения на руках, логопед сможет наметить дальнейший коррекционный маршрут с использованием различных реабилитационных и логопедических методик. Главное, не опоздать и начать эти занятия как можно раньше, тогда успех будет обеспечен.