Игры и упражнения для автоматизации согласных звуков в словах

В эти игры очень эффективно играть, используя наглядный материал программы "Автоматизация согласных"

1. «Несуразицы»

Картинки с одного листа разрезать и разложить лицевой стороной вниз.
Взрослый задаёт вопросы различного характера: Что мы сегодня ели? Кто катается на велосипеде? Кто выпрыгнул из кастрюли? И т.п. Ребёнок на каждый вопрос берёт картинку и с её помощью отвечает. Случаются очень забавные ответы, и веселью нет предела.
Потом по картинке можно вспомнить вопрос.


2. «Ходилка»
 Для игры потребуется кубик с числами от 1 до 3 и фишки-ходилки.

Картинки с 1 листа выложить в ряд друг за другом лицевой стороной вниз, при этом ребёнок старается запомнить последовательность выложенных картинок. Подбросив кубик, ребёнок делает выпавшее количество ходов и пытается вспомнить, на какой картинке остановился. Если он правильно вспоминает и называет её, то переворачивает и остаётся на ней, если же картинка названа неверно, то игрок имеет право её посмотреть, но из-за того, что не назвал её «вслепую» возвращается на прежнюю позицию.
Выигрывает тот, кто первым дойдёт до конца.
Отдельный бонус ребёнок может получить, назвав снова все картинки из игры.


3. «Соедини по смыслу»

Картинки с одного или с двух листов разрезаются и группируются парами по смыслу. При затруднении взрослый помогает. Потом картинки переворачиваются лицевой стороной вниз, и ребёнок по первой картинке пытается вспомнить вторую.


4. Запомни картинки по размеру.

Разложить картинки с предметами с одного листа от самого маленького к самому большому, перевернуть их, потом постараться назвать в той же последовательности.

 

5. "Большой лабиринт"

На листе большого формата наклеиваются полоски скотча, образующие ходы в разных направлениях. Определяется место Входа в лабиринт и место Выхода.
Также в разных местах наклеиваются под скотч картинки, в названии которых есть требуемый для автоматизации звук.


Ребёнок проводит маркером дорожку и называет картинки, встречающиеся на пути. Его задача назвать все картинки, размещённые в Лабиринте и выйти из него.
Потом ребёнок вспоминает предметы, которые ему встретились в Лабиринте.

 

6. "Пальчики учатся говорить"

Эта игра разработана на основе нейропсихологических методик и будет способствовать развитию тактильного гнозиса, коррекции произношения, обогащению словаря.
 Необходимо приготовить карточки с наклеенными на них рельефными деталями из подручных материалов. На карточках также должен быть прозрачный кармашек. Лучше всего для этого подходят странички из фотоальбома.

Сначала берётся 2-3 карточки, в кармашках которых находятся картинки с проблемным звуком. Ребёнок ощупывает пальцами рельефную фактуру под картинкой, описывает свои ощущения и запоминает картинку.

Потом логопед просит ребёнка закрыть глазки и определить картинку с помощью пальчиков: «Пусть пальчики сами назовут слово»

Ребёнок получает картинку или приз за правильно произнесённое слово.

Постепенно количество карточек в игре увеличивается.

 

7. "Лабиринт Гномика"

Распечатать лабиринт.

С помощью программы "Автоматизация согласных" выбрать 9 картинок, в названии которых есть нужный  для автоматизации звук. Ребёнок приклеивает их в лабиринте (на месте смайликов). Задача Гномика (и ребёнка) – собрать все картинки, двигаясь по стрелочкам и раскарашивая их, при этом изображения на картинках нужно называть в  уменьшительном значении.
Потом, закрыв лабиринт, постараться назвать все картинки, которые нашёл Гномик.

На канале YouTube можно найти слоговые попевки от Юлии Литвиновой и её канала "Мизяка-Дизяка". Их очень удобно использовать на первоначальном этапе автоматизации звуков.