К диагностике ОНР

Обследовала в сентябре 2007года  подготовительную и старшую группу. Очень пригодилась методика Микляевой Н.В. «Подбор грамматической категории по аналогии». (см. пособие «Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста», Москва, 2006)


Я подобрала картинки, отражающие 6 грамматических категорий: имя существительное, глагол, прилагательное, наречие, местоимение, числительное. Методика очень хорошо показала способность детей с нормальным речевым развитием (или с ФФН) и детей, имеющих ОНР.
Так, например, я дала такие пары предметных картинок и называла ту грамматическую категорию, которую хотела проверить (слова в скобках), ребенку необходимо было по аналогии сказать про свою картинку словом той же грамматической категории:
Мальчик -шкаф … (стоит -…
Кошка – собака … (мяукает -….
Дыня – горошек (жёлтая -…
Цыплёнок – танк (маленький -…
Шишка-грибы (вверху-…
Мячик-кукла (Он -…
Олень-слоны (один - трое)

У ребят из подготовительной группы были в основном проблемы звукопроизношения. Ошибки же при словообразовании и словоизменении носили эпизодический характер. Методика  подтвердила, что такой компонент языковой системы как грамматический строй у детей данной группы сформирован в достаточной степени и в коррекции нуждается лишь звуковая сторона речи.
У детей же старшей группы были выявлены гораздо более сложные нарушения. Из 21 обследованного ребёнка 13 человек правильно давали ответы, остальные же 8 человек допускали ошибки: или говорили «не знаю», или просто называли предмет, изображённый на картинке. Более подробное обследование подтвердило, что у этих 8 ребят старшей группы имеет место ОНР.